Атом — новая платформа Яндекса. Адаптируемый интернет

right.head.ru

2 октября на конференции YaC 2013 Яндекс анонсировал новую платформу «Атом», которая призвана сделать Интернет для каждого пользователя «свой», т.е. адаптировать контентную структуру любого сайта под определенного пользователя. Идея — логическое продолжение последних разработок (Калининград, Дублин, Крипта) Я, направленных на персонализацию данных, предоставляемых пользователю, подстраивание под его ранее зафиксированное поведение.

В мае на ряду с презентацией «Островов» также была представлена «Крипта» — технология определения аудитории с помощью исследования пользовательского поведения. В собственных сервисах Я она давно и успешно применяется. Теперь же Яндексойды хотят сделать Интернет лучше и за пределами собственных сервисов. Ведь проблемы, с которыми сталкиваются вебмастера, давно изучены Яндексом, и в какой-то мере решаются им же. А уж у кого, как не у Я, на данный момент есть все ресурсы для их решения: огромная накопленная база данных и вычислительные мощности для их обработки в режиме реального времени.

Как работает технология «Атом»?

Если рассматривать проблематику пользователей в поиске необходимой им информации — то выстраивание их путей (внутри одного сайта и между несколькими сайтами) целиком и полностью зависит от спроектированной и реализованной вебмастером навигации, а удовлетворение в получении информации — контентной структурой. А что если использовать данные о пользователях и их поведении для оптимизации этих путей и контента в целом?

kak-atom-personaliziruet-veb-saity

Я сналача подумал, что это что-то из области рекомендательных сервисов, сравнить можно. Использовать тоже. Рассмотрим пару примеров применения технологии.

  • Пользователь пришел на главную страницу сайта. Есть Яндекс, который знает историю поведения пользователя, и может вероятностно оценить его потребность в решении той или иной проблемы. Есть интернет-магазин или информационный сайт, которые имеют множество контента, представленного универсально, так же и навигация на страницах. Решение проблемы пользователя у интернет-магазина и информационного сайта такое же универсальное — одинаковое для всех.  Что если навигации и представлению контента обоих сайтов быть чуть-чуть умнее и на основании полученных от Яндекса данных выстроить оба механизма в соответствии с индивидуальными интересами каждого пользователя? В интернет-магазине показывать пользователю товары, на информационном сайте — публикации, которые были бы ему интересны. Тем самым оптимизировать путь до конверсии в первом случае и увеличить вовлеченность пользователя во втором.

Крупные сервисы пришли к пониманию того, что с пользователем необходимо работать глубже — работать с его поведением, оптимизировать и пути, и контент и на данный момент наиболее продвинутые ребята собственными силами успешно строят рекомендательные системы на данных, которые генерируют пользователи на их сайтах. Но сравнивать возможности Яндекса и отдельно взятые, в лучшем случае, команды сервисов по объему данных, полноте и ресурсам по управлению ими, конечно, же нет смысла. Те, вебмастера, у которых ранее не было возможности работать с такими системами — получают ее, а те, кто разработал и внедрил собственные — получают бонусную поисковую информацию, что означает только улучшение их сервисов и повышение эффективности.

filterbubble1resized

Есть и обратная сторона медали — вопросы прайваси (хотя Яндекс и заявляет, что данные как таковые не представляют из себя социального профиля и не будут использоваться, кроме как внутри «машины») и нецелевое использование профилей пользователей, «пузыри фильтров» и прочие сужающие кругозор эффекты от результатов подобных технологий персонализации, которые вызывают опасения и некоторый дискомфорт. Но пока что это остается за рамками обсуждаемой темы в виде мнений, вопросов, рассуждений. Кто хочет поближе познакомиться с концепцией «Filter bubble» рекомендую прочитать одноименную книгу Илая Парайзера.

Для тех же, кому интересно использование «Атома» — Яндекс запустил закрытое тестирование технологии. Ребята ждут фидбек от вебмастеров и открыты к общению. Для того, чтобы принять участие, нужно, цитирую:

  • выбрать ключевые рубрики вашего сайта;
  • установить на ваш сайт Яндекс.Метрику;
  • разметить страницы каждой выбранной рубрики разными целями в Метрике.

Прислать письмо, в котором указаны идентификаторы целей и чётко описаны те задачи, которые вы бы хотели решить с помощью «Атома».

Авторы самых интересных писем и предложений станут участниками эксперимента. Все новости и примеры мы будет публиковать в корпоративном блоге и на Хабрахабре.

Свяжитесь с нами через форму обратной связи или пишите на atom-experiments@yandex-team.ru

Скажу только, что я планирую, по меньшей мере, покрутить систему, в понедельник выберу наиболее интересные рубрики портального проекта и навешаю экспериментальных целей, напишу письмо, посмотрим, что из этого выйдет.

А вы что думаете по поводу новой разработки Яндекса — интересно? Экспериментировать будете?

p.s. немного ссылок по теме: