Острова — новая платформа Яндекса. Скоро на экранах пользователей

novaya-platforma-yandeksa-ostrova

Сегодня, 16 мая,  около 10 часов утра на конференции Yet another Conference on Marketing 2013 в Москве группа Яндекса анонсировала новый интерфейс и платформу «Острова», которая призвана облегчить жизнь вопрошающим с помощью интерактивных ответов, а может даже запросов с последующими транзакциями прямо в поисковой выдаче, когда нет времени копаться в море неструктурированной и разнородной информации.

В чем суть? Вкратце. Яндекс продолжает группировать запросы, только если ранее он этим занимался на уровне алгоритмов, показывая пользователю результат работы внутренних механизмов, то сейчас группировка происходит и в виде интерфейса — непосредственно в поисковой выдаче. Можно было полагать, что к этому все идет. Структуризация информационного хаоса: сначала правила, директивы и небольшие рычажки управления для систематизации информации вебмастерами, разметка, шаблоны, схемы. Добровольно? Конечно. Только вот сейчас от этого всего напрямую будет зависеть положение и представление наших с вами сайтов в выдаче. А значит и целевые действия, соответственно.

Причем дело тут не только в интерфейсе, платформа дает возможность интегрировать «корзины» в поисковую выдачу, когда ищущий пользователь не только может получить ответ на вопрос, но и затем кликнуть по экшну прямо на странице с результатами поиска и тем самым совершить транзакцию покупки чайника в вашем интернет-магазине. Казалось бы, вроде опять ок? Яндекс позволяет:

1. Переносить ввод данных на страницу результатов поиска;
2. Передавать информацию от сервиса в режиме реального времени;
3. Переносить транзакцию на страницу результатов поиска.

prostaya-forma-registracii-na-reis

Пользователям удобно. Только вот у меня несколько моментов остается с вопросами и неоднозначными ответами:

    1. Полнота. Насколько полноценно будет работать алгоритм (в данном случае не ранжирования, а именно классификатор): вопрос о полноте и актуальности данных в серпе; по крайней мере первое время (хотя как показывает практика — первое время либо бывает слишком затянуто, либо перекрывается другим опытом)
    2. Дележ. Допустим, ответ на 1-ый пункт — насколько-то. При этом Яндекс забирает часть трафика к себе (кстати, у кого? — как бы вы думали) и часть информации о поведении пользователей (раньше оставалась в темноте информация о поведении пользователя в выдаче, теперь же время его пребывания в выдаче еще и увеличится, судя по всему, причем вместе с контрольной точкой — например, конверсией). Про конверсию далее.
    3. Конверт. Контакт пользователя с продавцом в итоге тоже непонятен. Этакий агрегатор всея интернета и кормитель с ладошки оголодавших крестьян. Если бы Яндекс выводил дополнительные сниппеты, например, с контактными данными, условиями доставки и гарантиями — его еще можно понять, если нет — это тьма. Как это будет — пока неизвестно. Но это уже вопрос о доверии пользователей к Яндексу и как они там у себя собираются решать этот вопрос: вы бы купили плазменную панель прямо в выдаче? И что вам нужно для того, чтобы ее купить оттуда (см. про дополнительные сниппеты).
    4. Представление. Как известно, чтобы добиться конверта в выдаче — недостаточно иметь трафик на сайте, необходима его оптимизация под эти самые острова в выдаче. То есть предрекаю появление новой услуги — островная оптимизация. И думаю, по высоконкурентным тематикам крупняки будут толкаться со своими островками на пол первого экрана выдачи. Как это будет выглядеть для пользователя? Не испугается ли он и не сбежит? Будет ли вообще конверт?
    5. Заработок. Не, я про заработок Яндекса. Основной. Контекст. Что будет с ним? Сейчас нет информации, что с ним будет, но есть ответ Яндекса недословно: сначала заботимся о пользователях, а потом только ищем пути монетизации и начинаем зарабатывать. Окей — ждем.

Все это, конечно, больше относится к e-commerce. Но и на про информационные (контентные) проекты забивать забывать не стоит. Такие ответы Яндекса быстренько будут скашивать весь интерес аудитории прямо у себя в выдаче, если мы монетизируемся запросами аля «как рассчитать ламинат на пол» — выходит как-то уныло. В первую очередь я сейчас говорю о трафиковых проектах, зарабатывающих на контекстной рекламе, по крайней мере они мне сейчас наиболее интересны. Причем речь даже не про MFA какие-нибудь, а вполне себе такие СДЛ.

В общем-то такое ощущение, что Яндекс нашел удобный ход руками вебмастеров сделать своей же аудитории хорошо. Ну, это нормально, у нас всегда так. :)

Написанное — просто размышления, ответов у меня на каждый из пунктов несколько, причем они совсем неоднозначные. Желаю Яндексу, чтобы у него все получилось и для вебмастеров эти нововведения ничего плохим не приключились. А вы что думаете по этому поводу?


p.s. немного ссылок по теме:

  • Да уж, я тоже уже успел сегодня порассуждать на эту тему, может быть даже более пессимистично.